Нововосточный детский сад "Светлячок"
Н. Н. Хи, воспитатель. Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаДанный проект использование художественной литературы в театрализованной деятельности содержит методические рекомендации, практический материал. Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей. 1. Актуальность проекта Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И делаю это в процессе слушания произведения. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.) . Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставила свою цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. 2. Цель и задачи проекта Цель проекта: Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи проекта: 1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест). 2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей. 3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников артистические способности детей через театрализованную игру. 4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность 5. Обогатить уголок театрализованной деятельности. 6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми. Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети. Целевая группа проекта: проект предназначен детям средне-старшей группе «Почемучки» Основные формы реализации проекта: * Анкетирование родителей. * Речевые и дыхательные упражнения. * Художественное слово. * Чтение художественной литературы. * Праздники и развлечения, беседы. * Работа с родителями. 3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта Дети от 4 до 5 лет должны: 1. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм. 2. Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. 3. Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в играх-драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении художественных произведений и т. д. 4. В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит. Дети от 5-6 лет должны: 1. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм. 2. После просмотра спектакля оценить игру актёра (актёров, используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки. 3. Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре; оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки) Предполагаемый результат проекта для родителей: * Получение консультаций по вопросам театрализованной деятельности для детей средне-старшего дошкольного возраста. * Укрепление связей между детским садом и семьёй. Возможности проекта для воспитателей * Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста. * Улучшение отношений между детьми. * Укрепление связи с родителями. 4. Перечень основных направлений проекта Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада: * Оформить уголок театрализованной деятельности. * Изготовить маски и атрибуты. * Пополнять и обновлять уголок ряженья в группе. * Сделать подборку театрализованных игр. Методическая копилка: * Составить перспективный план работы по театрализованной деятельности. * Разработать конспекты с инсценировками и мини-сценками. * Сценарии развлечений и досугов. * Подобрать и оформить методический материал по театру. Работа с родителями: Консультации: * «Театр в жизни ребёнка » * «Как устроить домашний театр для детей » * «Сказочные герои, глазами детей » * «Роль художественной литературы в развитии речи детей » * «Играйте вместе с детьми » 5. Краткое описание проекта по этапам Тип проекта: Групповой, творческий. Продолжительность проекта: Годовой. Сроки реализации проекта: Сентябрь 2012 года – август 2013 года. Информационно-аналитический этап: определение уровня знаний в области театрализованной деятельности дошкольного возраста через беседы; обыгрывание, составление плана работы; разработка содержания проекта; создание творческой группы воспитателей МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок»; изучение литературы Основной этап: Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, инсценировок, мини-сценок, по данной теме. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта. 3. План мероприятий по реализации проекта Подготовительный этап СЕНТЯБРЬ Сбор литературы по данной теме. Диагностика детей по данной теме. Составление плана работы. Разработка содержания проекта. Изготовление карточек с изображением пиктограмм. Основной этап ОКТЯБРЬ Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка » Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме. Подборка речевых упражнений. Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы. Наглядная информация для родителей на тему: «Как устроить домашний театр для детей» Хороводная – игра «Что нам осень принесла» Показ настольного театра «Красная шапочка» Изготовление карточек с изображением «Мимики» НОЯБРЬ Артикуляционная гимнастика: Зарядка для губ «Весёлый пятачок» Мини-сценка «Три мамы» Обыгрывание сказки К. И. Чуковского «Айболит» Игра на развитие двигательных способностей: «Что мы делали не скажем, а что делали покажем! » Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо», «Хитрая лиса» Консультация для родителей на тему: «Сказочные герои глазами детей». Чтение русско-народной песенки: «Как дед уху хотел сварить» Обыгрывание песенки. ДЕКАБРЬ Инсценировка по сказке «Кошкин дом» по безопасности) Экскурсия в школьную библиотеку Книжкина неделя по сказкам К. И. Чуковского Развлечение «В гости к сказкам К. И. Чуковского» Пальчиковый театр «Теремок» Игра для развития мимики «Люблю – не люблю» Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки» Танец-инсценировка «Шёл весёлый дед мороз» ЯНВАРЬ Ритмопластика: «Не ошибись» «Поймай хлопок» Воспитатель, дети Сценка сказки: «Заюшкина избушка» Пальчиковая гимнастика: «Мизинчик» Консультация для родителей «Сказочные герои, глазами детей » Игры на опору дыхания: «Дрессированные собачки» «Эхо» Мини-сценка «Муха Цокотуха »К. И. Чуковского. ФЕВРАЛЬ Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание) Показ настольного театра по сказке «Три медведя» Драматизация русской народной сказки «Заяц – хвастун» Экскурсия в сельскую библиотеку. Игровая ситуация с жестами «Считалочка » Папка раскладушка «Домашний театр» Язычковая гимнастика: «Путешествие язычка. У кого какие песенки» МАРТ Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа» Консультация для родителей:«Играйте вместе с детьми» Артикуляционная гимнастика: АПРЕЛЬ Зарядка для языка «Конфетка» «самый длинный язычок» Театральные игры:«Есть ли нет? » «Дружные звери» Сюжетно ролевая игра «Театр» МАЙ Упражнения на три вида выдыхания со звуками: «С» «Ш» «З» Чтение русской народной сказки «Лисица и журавль» в стихах по ролям (ст. гр.) Творческая игра со словом: «В лесу» «В зоопарке» «Летний день» Развлечение: «1, 2, 3, 4, 5- в сказку мы пришли опять » Консультация для родителей на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи детей» Заключительный этап Итоговый показ : «Путешествие в театр» Диагностика детей по данной теме. Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту. 10 декабря 2013 в 13:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.