Нововосточный детский сад "Светлячок"
А. А. Роженцева, воспитатель «Волшебный сундучок». Коммуникативно-творческий проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возрастаДанный проект направлен на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора, воспитание у них любви к устному народному творчеству. Будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям. Образовательная область: Коммуникация Тип проекта: коммуникативно-творческий. По количеству участников: групповой, фронтальный. По продолжительности: долгосрочный, с 1августа 2012г. по 31 мая 2013г. Актуальность проекта В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому решение проблемы развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Песенки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Планомерная работа с детьми по заучиванию русских народных песенок начинается со второй младшей группы. По результатам обследования, проведенного в начале года, можно сделать следующие выводы: у детей младшей группы низкий уровень звуковой культуры речи, слабо развит грамматический строй речи, а связная речь почти отсутствует. На среднем уровне показатели сформированности словаря. Исходя из этого, стало возможным четко наметить проблему, определить тему проекта, его цель и задачи. Были приняты к сведению пожелания родителей об их участии в реализации проекта. Цель и задачи проекта Цель - использование произведений русского народного фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Задачи: обучать родной речи с использованием малых форм фольклора; развивать слуховое внимание, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание; способствовать отражению представлений о фольклоре в разнообразных видах детской деятельности: коммуникативной, игровой, чтении художественной литературы, художественно-творческой; воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы. Методы: Рассматривание предметов русского народного творчества. Беседы с детьми. Дидактические игры. Настольный театр. Пальчиковые игры. Обследования. Чтение художественной литературы. Слушание музыки. Ожидаемые результаты проекта 1. Повышение интереса детей к устному народному творчеству; 2. Использование в своей речи пословиц, поговорок в сюжетно-ролевых играх – потешки; 3. самостоятельная организация народных игр – забав с помощью считалок, загадок, скороговорок. Возможности проекта для родителей 1. Повышение интереса к использованию малых форм фольклора для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях; 2. Участие в проведении праздников, досугов, развлечений. Возможности проекта для воспитателя 1. Повышение компетентности в использовании произведений русского народного фольклора при работе с детьми младшего дошкольного возраста по формированию уровня звуковой культуры речи, развития грамматического строя, расширение и активизация словаря; 2. Уточнение представлений об особенностях жизни русского народа; 3. Укрепление связи с родителями. Перечень основных направлений проекта 1. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с малыми формами фольклора (проводятся 1раз в неделю): Сказки; Русская изба и ее обитатели; Народные праздники; Во саду ли, в огороде; Пословицы; Колыбельные песни. 2. Оснащение предметно-развивающей среды: создание дидактических игр; изготовление атрибутов к театрализованной деятельности детей и занятий; оформление методической разработки для использования в работе с детьми: потешки, пословицы, поговорки, загадки. 3. Работа с родителями: участие в создании мини-выставки декоративно-прикладного искусства; совместная практическая деятельность родителей и детей; выставка рисунков «Пасхальные яйца»; акция «Подари книжку группе»; родительское собрание «Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста». Для реализации проекта разработан план мероприятий, предусматривающий три этапа: 1.08.2012-1.09.2012 На подготовительном, информационно-аналитическом этапе решались задачи организационного характера: определение уровня развития речи и сформированности словаря через диагностирование воспитанников группы, изучение литературы, подбор и систематизация материала для детей и родителей по данной теме, составление плана работы. 1.09.2012 – 15.09.2013. На основном этапе проекта выполнялись задачи, поставленные для достижения цели. Для этого были созданы условия для работы по всем направлениям деятельности с детьми и родителями. Для выполнения намеченного плана проводятся циклы непосредственно образовательной деятельности по теме проекта, досуги, развлечения. Для прослушивания детьми произведений русского народного творчества подобраны потешки, прибаутки, считалки, колыбельные, пословицы и поговорки. Родители пополнят свои знания через предложенную информацию, путем участия в совместной деятельности с детьми. 15.05.2013-31.05.2013 Заключительный этап посвящен подведению итогов работы над проектом, проведение сравнительной диагностики по образовательной области «Коммуникация». Разработка методического сборника для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. План реализации проекта Август 1. Обследование детей 2 младшей подгруппы по определению уровня развития речи и сформированности словаря 2. Подбор и изучение литературы и методических материалов для определения темы проекта, его цели и задач 3. Составление плана работы над проектом 4. Подбор и систематизация материала для детей и родителей по теме проекта 5. Родительское собрание «Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста» 10 декабря 2013 в 13:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.