Нововосточный детский сад "Светлячок"
Формы взаимодействия семьи и музыкального руководителя ДОУФормы взаимодействия семьи и музыкального руководителя ДОУДалеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка музыкальным, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь музыкального руководителя. День открытых дверей, является достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с музыкальным воспитание, его особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать его и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы музыкального занятия. После экскурсии и просмотра музыкальный руководитель беседует с родителями, выясняет их впечатления, отвечает на возникшие вопросы. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в музыкальном воспитании (дети с ярко выраженными способностями к музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить детей пению", «Как слушать музыку с ребенком»). Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков в музыкальном воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как надо петь с детьми, что надо петь с детьми, какую музыку надо слушать, как слушать музыку,в какие музыкальны игры можно играть дома, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы музыкального воспитания и др. На общее собрание можно пригласить преподавателя из школы Искусств. Предусматриваются выступления родителей. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Групповые собрания проводятся раз один в квартал. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта музыкального воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Как воспитать у детей интерес к музыке". Каждая встреча с родителями должна дать повод к раздумью, вызвать желание анализировать, рассуждать. Необходимо прийти к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники. Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в музыкальном воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. Очень интересной получится выставка семейных альбомов, в котором примут участие каждая семья. Покажут свои таланты и дети, и родители, и бабушки. Родительская конференция, может быть посвящена традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями готовят русские народные костюмы, инсценируют сказки, разучивают народные песни и игры, знакомятся со старинными традициями и обрядами. Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по музыкальному воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов музыкального воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к музыкальному руководителю и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Одной из форм взаимодействия с семьей является и библиотека музыкальных игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних музыкальных игр прививается, в библиотеке появляются новые музыкальные игры, придуманные взрослыми вместе с детьми. Бабушек привлекает кружок "Очумелые ручки". Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок, детских музыкальных инструментов. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественно-музыкального творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др. Семейный досуг. Показателем семейного досуга становятся рисунки детей на тему "Музыкальный вечер в моей семье". Праздник "Деревенские посиделки". В исполнении бабушек звучат русские народные песни; мамы инсценируют народные сказки; дети разгадывают загадки, демонстрируют старинные вещи: ухваты, коромысла, ушаты, найденные у своих бабушек и прабабушек. Конкурсы для родителей и детей. Организуются конкурсы для укрепление связей ДОУ с семьёй; побуждения воспитателей, родителей к совместной творческой деятельности с детьми, например по теме «Алле, парад!» - пополнение костюмов для ряженья детей; «Там, где музыка живет»-обогащение и расширение музыкальных уголков в группах. Сотрудничество музыкального руководителя и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома. Итак, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. 16 ноября 2013 в 03:07
Прикреплённые файлы:Документ: Формы взаимодействия семьи и музыкального руководителя ДОУ Описание файла:Файл называется: formy-vzaimodeistvija-semi-i-muzykalnogo-rukovoditelja-dou_h86dt.docx Это официальный файл организации «Нововосточный детский сад "Светлячок"», в нём содержится Формы взаимодействия семьи и музыкального руководителя ДОУ. Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.