Нововосточный детский сад "Светлячок"

Обучение основам музыкального развития средствами музыки детей от 2 до 3 лет в условиях семьи и дошкольного учреждения

 Обучение основам музыкального развития средствами музыки детей

от 2 до 3 лет в условиях семьи и дошкольного учреждения

Музыка всегда (наряду с движением, речью и игровым оборудованием) являлась необходимым условием общего развития малышей. Музыка должна сочетаться с движением, например в аэробике и танцах для малышей, в подвижных играх с песенками и пальчиковых играх, в детской гимнастике и игре на детских и шумовых инструментах.

  На музыкально - ритмических занятиях музыка должна стать средством воздействия: определяя темп и ритм движений, чередование фраз и разделов, чтобы музыка подсказывала детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка должна быть понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через танец и жестовые игры, подвижные игры и музицирование.

По мнению врачей и психологов, предлагается небольшое ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  музыкально-ритмической деятельности.

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение - необходимый вид деятельности для малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:

· формирование умения распределять внимание в процессе деятельности;

· гармоничное эмоциональное развитие ребенка;

· развитие воображения и творческой фантазии;

· формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;

· формирование музыкальных способностей;

· профилактика неврозов и комплексов (игротерапия).

Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

речь

музыка, ритм, шумы и интонации речи

распознавание букв, слов, элементов целого

зрительное восприятие предмета в целом

осознаваемые движения комбинации движений

автоматизированные движения

запоминание слов и фраз

запоминание музыки, картин, запахов

логическое мышление

интуиция

В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
В настоящее время такие проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные - употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осложнения при родах, а также некоторые болезни матери и малыша, но чаще всего недостаточная способность сосредоточиться имеет бытовые причины.

Дети обычно проводят слишком много времени у телевизора: яркие картинки, резкая музыка, быстрая смена действий перегружают и истощают нервную систему детей. Способность к восприятию заметно снижается, дети с трудом сосредотачиваются на одном задании продолжительное время. Вместе с этим у детей наблюдается физическая неловкость, падает интерес к творческой игре.

  Еще одна проблема, которая возникает - это преодоление страха родителей перед неизвестностью, ведь их малыш идет в детский сад. Задолго до прихода ребенка в его будущую группу мы раскрываем двери нашего детского сада перед родителями. Они знакомятся со всеми сторонами жизни детского учреждения. Первая заочная встреча с будущим воспитанником происходит через анкеты. Только потом организуется первая встреча  - собрание. А потом  наступает осень, и ребенок делает свой первый шаг. В совсем новый и незнакомый, совсем чужой мир, который возможно, станет для него близким, интересным, любимым и просто своим. Первый месяц все специалисты приходят в группу (музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, заведующая, старший воспитатель, медсестра и другие).

А еще мы говорим, говорим и еще раз говорим, стихами и шутками, песенками и прибаутками. При этом не стоит бояться дать слишком много. Так как, чем больше детям даешь, тем больше они могут взять.

Мы решили создать условия для организации семейного клуба «Музыка с мамой» по музыкальному развитию детей раннего дошкольного возраста, под руководством педагога в присутствии и с участием родителей малыши будут заниматься музыкой. В сложный для родителей период времени от двух до трёх лет детей, эта работа  даст возможность взрослым найти новых знакомых со сходными интересами и проблемами, а малышам в комфортной и интересной обстановке играть рядом с родителями, приобретать новые умения и учиться общаться со сверстниками. Раннее знакомство с музыкальной деятельностью и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным,  но полезным и интересным делом для малышей с 2-3 лет.

Многочисленные исследование в области детской педагогики и психологии говорят, что личность человека и его основные качества, формируется в раннем возрасте. Вы обращали внимание на то, как быстро Ваш малыш всему учится, как он, буквально, «впитывает» окружающий мир, усваивает систему ценностей и социальных отношений, копирует родителей, воспроизводит то, что окружает его?

Ребенок становится частью социального мира. В этот период следует уделить особое внимание среде, в которой растет ребенок.

Среда оказывает наиболее мощное влияние на его формирование.   Родительское участие на занятии признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.  Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности для малышей от двух до трех должно быть движение. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома. Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей. Взаимодействие педагогов и родителей в музыкальном развитии детей раннего дошкольного возраста будет осуществляться в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу; 

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; - пребывание родителей на музыкальных занятиях в удобное вечернее для них время; - создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; - экспериментальная программа совместной деятельности детей и родителей; - объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по музыкальному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста; - проявление понимания, терпимости и такта в музыкальном воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, способности; - уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада.

14 ноября 2013 в 04:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.